Не думаю, что найдётся много геймеров, которые сумели высадить главного героя на Портлендский маяк в рамках обычной игры – т.е., не прибегая к модификации (хотя и это вряд ли помогло бы).
Говорю так, потому, что мне это всё-таки УДАЛОСЬ, и я-то на собственном опыте знаю, сколько времени, попыток, усилий, «лётного» мастерства, терпения и везения на это потребовалось... И чем на поверку обернулось.
Дело в том, что Портлендский маяк – это, в сущности, один большой графический глюк, точнее – чисто декоративный статичный объект в оформлении игры, только видимость участка суши. Высадка на утёс, где расположен маяк, и чьё-либо пребывание на нём, по-видимому, разработчиками попросту не предусматривались. Об этом, впрочем, и так не сложно догадаться с первого же взгляда: берега утёса высоки и практически отвесны, на него нельзя ниоткуда заехать (или даже запрыгнуть) и негде высадиться с лодки.
Главная же проблема состоит в том, что «поверхность» утёса – это совсем не то, что видится со стороны – в реальности это совокупность гладких, «скользких», а главное – НЕВИДИМЫХ математических плоскостей, расположенных под тем или иным углом наклона к горизонтальной плоскости и зримо отстоящих от видимой (изображённой) поверхности объекта на некотором, пусть и очень небольшом расстоянии. Т.е., ощущение такое, будто утёс вместе с маяком накрыт с минимальным зазором огромным прозрачным бокалом из небьющегося стекла, повторяющим его основные контуры.
На практике всё это означает, что свободно перемещаться по острову невозможно: герой неуклонно соскальзывает вниз, даже стоя на месте – хорошо ещё, если в относительно безопасную сторону, а не прямиком в море! Соскользнув от маяка вниз, наверх уже никак не поднимешься, а лестница – это просто графическая фикция: нельзя идти ПО её ступеням – только слегка НАД ними и только вниз. (Не остров, а прямо-таки наглядная пародия на стих Мандельштама: «Мы живём, под собою не чуя страны...»!)
На островке, всё же, имеется одна-единственная точка – на нижней площадке у основания лестницы, где можно просто стоять на твёрдой «почве», не рискуя соскользнуть в море. Если же начать дёргаться в сторону, то вас ждёт смертельное купание с последующей реанимацией в больнице.
Зачем я туда вообще полез? – Мне казалось (да и сейчас я придерживаюсь этого мнения), что маяк – идеальное место, где можно было спрятать «пасхалку» (этакий «остров Пасхи» с истуканом-маяком посередине!). Ничего такого я там не нашёл, хотя и рассмотрел вплотную почти всё, что там есть. Внутрь маяка не заходил: нарисованная дверь оказалась «заперта». Но всё равно было интересно – оглядеться вокруг и поснимать FRAPS'ом.
Как же я туда забрался? – Использовал единственную доступную в GTA-3 возможность: тем или иным путём высадиться с воздуха. При отсутствии вертолёта и парашюта остаётся только самолётик "Dodo" – сами понимаете: ещё то средство доставки десанта!.. К тому же, как выяснилось к моей великой досаде, эта сенокосилка, оказывается, летает слишком быстро и высоко(!) для решения столь высокоточной задачи! Так что во многом проблема сводилась к тому: как гасить скорость и не дать набрать высоту (и при этом не рухнуть в море).
Другая проблема: где посадить самолёт. Нижняя площадка – она видна сверху со стороны усадьбы дона Сальваторе – оказалась совершенно непригодной: во-первых, она скользкая, с небольшим уклоном в сторону моря и там не за что зацепиться; во-вторых, нельзя затормозить, уперевшись в крутое основание утёса, т.к. самолёт отскакивает от него, как мяч от баскетбольного щита.
В принципе, можно посадить самолёт «носом кверху» прямо на ступеньках лестницы. Один раз мне такое удалось – только надо успеть выскочить из кабины, т.к. самолёт неизбежно соскользнёт вниз и плюхнется в море. Однако это непродуктивно, т.к. подняться пешком по лестнице к самому маяку уже не удастся (по причине, изложенной выше), и наш герой, даже не двигаясь, всё равно медленно съедет вниз – как на эскалаторе метро. Это в лучшем случае, а в худшем – поскользнётся на крутой скале и рухнет в море.
Остаётся одно: попытаться сесть на маленькой (зато огороженной невысоким парапетом – что очень кстати!) ВЕРХНЕЙ площадке – непосредственно у самого маяка. Что мне и удалось в конце концов сделать после многих неудачных попыток. (А когда Клод вылез из самолёта около маяка, я, оценив диспозицию, понял, что мне просто НЕСКАЗАННО повезло, что самолёт застрял именно в этом месте!)
О своей «экспедиции» я составил небольшой видеоотчёт, основные фрагменты которого можно посмотреть, скачав отсюда ролики игрового повтора:
http://yadi.sk/d/0Bcvo0SC5ALHZ. Это обновлённая гиперссылка, и срок её действия неограничен.
Это ролики replay.rep – они легко и быстро скачиваются и «весят» не много. Просмотреть их можно, поместив в папку GTA3 User Files; после этого остаётся лишь запустить игру, загрузить любой из сохранённых игровых файлов и нажать F3.
Перед просмотром очередного ролика его следует переименовать, удалив из названия всё, кроме "replay.rep".
Вращая мышью, в ходе просмотра можно менять ракурс, выбирая наиболее удобный угол зрения.
Просматриваемые файлы повтора можно переснимать FRAPS-ом и таким образом конвертировать их в полноценный видеоформат (.avi), либо сделать скриншоты.